Религиовед Анна Карасева в книге «Славянское язычество: что мы о нем знаем?» отмечает, что слово «Купала» впервые встречается в XI веке — на граффити № 78 Софийского Новгородского собора, где написано «На Купалия».
Она настаивает, что Купала — не бог, а персонификация праздника, так как почитание этого персонажа не выходит за календарные рамки нескольких дней, и приводит несколько версий происхождения названия:
историк Иван Негреев предполагает, что древнее название Купалы — Ярило.
Возможно, это два названия одного и того же праздника, который отмечали в конце июня — начале июля;
- историк Владимир Петрухин считает, что традиция купальских гуляний пришла на Русь из Византии вместе с христианством;
- в христианской традиции это — пророк Иоанн Креститель, который крестил (купал) Иисуса Христа в реке Иордан.
В то же время большинство исследователей, по мнению Карасевой, сходятся на том, что это два разных праздника: языческий, связанный с днем летнего солнцестояния, и христианский — Рождество Иоанна Крестителя.